ИНТЕРВЬЮ ОСНОВАТЕЛЯ ПРОЕКТА "МУЗЫКА ПРАВА" ЕКАТЕРИНЫ РОДИОНОВОЙ ДЛЯ ЖУРНАЛА "МОСТ"



Авторские права – вещь бесценная по всем параметрам. Неопытные исполнители, вероятно, меньше всего желают стать частью громких судебных разбирательств наподобие обвинения Vanilla Ice в плагиате песни группы Queen или иска против Coldplay, поступившего от Джо Сатриани. Как начинающему музыканту не потерять успешно выпущенный продукт? И как обстоят с этим дела в России? “Музыка Права” – российский проект, призванный помочь молодым исполнителям выстоять на рынке мощной музыкальной индустрии.


“Музыка Права” – некоммерческий проект, созданный для правовой защиты музыкантов и содействия развитию музыкального творчества в России и мире. Организация проводит лекции, семинары и мастер-классы по вопросам авторства, оказывает бесплатную юридическую помощь, делится свежими отраслевыми кейсами правового характера. Дело в том, что в музыкальной индустрии постоянно меняются подходы к юридической оценке тех или иных обстоятельств. Как понять, украдена ли на самом деле ваша музыка? Что считать плагиатом? Как оформить покупку старинного музыкального инструмента? “Мы постоянно отслеживаем изменения такого рода и делимся последней информацией с нашими слушателями”, – пояснила идейный вдохновитель проекта Екатерина Родионова, адвокат по интеллектуальным правам, преподаватель Российской Государственной Академии Интеллектуальной Собственности. Оcнователь согласилась подробнее рассказать нам о деятельности “Музыки Права”.


Чем конкретно вы занимаетесь?


У проекта есть два основных направления поддержки музыкантов: правовое и образовательное. Стоит отметить, что во всем мире работа PRO-BONO является нормальной составляющей деятельности юристов. Такова специфика рынка: услуги профессионалов стоят дорого, а потребность в них существует как у тех, кто в состоянии платить, так и у тех, кто не имеет на это средств. В музыкальной индустрии отдельно взятый автор или исполнитель часто вынужден противостоять многомиллионному бизнесу с его обширными финансовыми возможностями. Очевидно, что в такой ситуации без профессиональной юридической помощи человек обречён на поражение, независимо от степени собственной правоты. Поддержкой такого рода “Музыка Права” и занимается около десяти лет.


Что касается образовательной деятельности, она началась значительно позже. Опыт работы с музыкантами привел нас к пониманию того, что причиной их многочисленных проблем является недостаток знаний в области авторства. Я уверена, что курс музыкального права необходим в училищах и консерваториях на уровне государственного стандарта. Это одно из направлений, над которым мы работаем с 2018 года.


Кто осуществляет финансирование проекта? Трудно ли было найти партнеров для реализации идеи, доказать ее полезность и актуальность?


Проект существует исключительно на собственные средства. Никаких сторонних инвестиций мы не привлекали и не планируем. Что касается партнеров, среди них нет тех, кому нужно было бы что-то доказывать. Как и в любых благотворительных инициативах, человек либо осознает важность этой работы и с энтузиазмом включается в нее, либо проходит мимо.


Почему успешный адвокат стала заниматься бесплатной правовой поддержкой исполнителей?


Потому что она необходима. Права музыкантов нарушаются повсеместно, из-за чего те не могут ни заработать на своем творчестве, ни даже отстоять статус автора. Для обычного, не связанного с юриспруденцией человека, найти квалифицированного специалиста в сфере музыкального права – мало выполнимая задача. В итоге музыканты вынуждены отказываться от своей карьеры в пользу заработка на жизнь, либо переезжать в страны с более развитой правовой средой. Эта ситуация не способствует развитию музыкальной культуры в России, а ведь в нашей стране живет множество одаренных людей. Я считаю, что способствовать раскрытию их дара – наша общая задача. В этом смысле то, какой станет культура России в будущем, зависит только от нас.


Кто выступает в качестве лекторов на ваших семинарах и мастер-классах?


О правовых аспектах музыкальной деятельности, как правило, рассказываю я. Пятнадцатилетний опыт работы с авторскими правами в самых разных странах позволяет делиться со слушателями актуальной практикой и интересными кейсами со всего мира. Когда возникает необходимость рассказать об отдельных тонкостях индустрии, например, о музыкальном маркетинге в США или о цифровых посредниках в Азии, мы привлекаем коллег, обладающих соответствующими знаниями.


Чем отличается Ваша правовая помощь от той, что можно получить платно?


Различий нет. В рамках “Музыки Права” мы делаем для музыкантов то же, что и для своих обычных (платных) клиентов: консультируем, сопровождаем заключение сделок, представляем интересы в судах и на переговорах. В этом ведь суть благотворительности: человеку нужен человек.


Каким образом проходит обучение студентов?


Все образовательные программы в рамках “Музыки Права” осуществляются очно и бесплатно. Чтобы принять участие в заинтересовавшем вас мероприятии, нужно оставить заявку в разделе “события”, на сайте musicright.ru. Как правило, информацию о лекциях мы выкладываем не меньше, чем за месяц до даты их проведения. Мероприятия организуются по всей России и за ее пределами. Онлайн-трансляции ведутся нечасто. В целом, мы сторонники живого общения со слушателями. Консультации по правовым вопросам проходят как очно, так и дистанционно. Любой вопрос всегда можно задать по электронной почте ekaterina@musicright.ru или мне напрямую, в Facebook: facebook.com/e.rodionova.


Почему, как Вы считаете, лекции и семинары от “Музыки Права” полезнее и эффективнее, чем сайты, содержащие информацию об авторском законодательстве?


Законодательство об интеллектуальной собственности – сложное явление, разобраться в котором подчас затруднительно не только для музыканта, но и для юриста, работающего в другой отрасли права. Задача “Музыки Права” – рассказывать нашим слушателям о важных для них аспектах копирайта на понятном им языке. Мы не “даем справки”, мы закладываем основу знаний, позволяющую музыкантам безопасно функционировать в собственной профессии, не боясь быть обманутыми более крупными представителями индустрии.


Какова эффективность работы проекта?


От участников наших образовательных мероприятий положительная обратная связь приходит постоянно. Со многими из них мы продолжаем работу уже дистанционно, через Facebook и электронную почту. Что же касается защиты прав музыкантов, на сегодняшний день успешных кейсов накопилось много. При оказании правовой помощи мы придерживаемся принципа наименее конфликтного разрешения спора, чтобы по его окончании человек мог спокойно продолжать работать, а не оказывался “на пепелище”.


Как вы видите общую ситуацию с авторскими правами в России?


Российское законодательство в области авторского права является достаточно прогрессивным, но вместе с тем не лишено недостатков. Например, деятельность организаций по коллективному управлению правами, собирающих вознаграждения от имени неограниченного круга авторов за использование их музыки, урегулирована крайне поверхностно и нуждается в детализации. И сами музыканты сегодня сталкиваются с разными проблемами: от незаконного использования их произведений в интернете, кинофильмах, рекламе и обмана с выплатой авторского вознаграждения до невозможности провести инструмент через таможню.


Автор: Анастасия Передреева

Редактор: Владимир Большаков

Источник: https://mostmag.ru/charity2/zashhita-i-sodejstvie-o-nekommercheskom-proekte-muzyka-prava/